Правила выбора погрузчика
Рынок подъёмно-транспортного оборудования очень разнообразен, и без консультации специалистов сделать выбор бывает затруднительно. Однако, при обращении к дилеру необходимы "исходные данные", которые позволят поставщику определить, в какой именно технике Вы нуждаетесь, а Вам - принять правильное решение о покупке. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Какой максимальный вес должна поднимать погрузочная техника?
-
Грузы в какой таре вам требуется перегружать и транспортировать? На поддонах, в пластиковых контейнерах, бочках или др.? Насколько велики ее габариты?→
-
Насколько высоко требуется поднимать груз?
-
Будет ли оборудование эксплуатироваться на открытом воздухе, в закрытом помещении или перемещаться по схеме «склад-улица»?
-
Как далеко будет транспортироваться груз?
-
Сколько часов в день техника будет работать?
-
Соответствует ли техника проекту вашего склада и возможностям его инфраструктуры?
-
Какова ширина и длина проездов, по которым она должна перемещаться?
-
Какие операции должно выполнять оборудование, и в каком порядке? Станет ли оно использоваться на разгрузке грузового транспорта, применяться преимущественно для штабелирования, комплектования заказов или транспортировки?
-
Техника какого производителя в большей степени отвечает Вашим требованиям? Какова будет общая стоимость владения погрузчиком?
-
Кто из поставщиков способен обеспечить лучшие условия.
Теперь подробнее о каждом из параметров.
1. Максимальный вес груза
Это один из важнейших параметров при выборе погрузчика. Желательно определить его максимально точно - потом будет поздно. Однако, не следует брать вес груза с запасом - это значительные дополнительные расходы как при приобретении техники, так и в процессе её эксплуатации.
2. Тип тары и её габариты.
Помимо определения максимального веса груза, для правильного определения требуемой грузоподъемности погрузчика следует учесть размеры и положение центра тяжести транспортируемых грузов.
Следует иметь в виду, что грузоподъемность большинства моделей подъемно-транспортного оборудования указывается для определенного расстояния центра тяжести груза от плоскости подъемной каретки (спинки вил), обычно оно составляет 500-600 мм (конкретное значение для конкретной модели обязан сообщить поставщик). То же относится и к высоте центра тяжести от плоскости вил. С увеличением этих расстояний грузоподъемность падает и её следует пересчитать исходя из характеристик данной модели погрузчика.
В случае, если Ваши грузы упакованы не на стандартных европоддонах, то, возможно, будет необходимо укомплектовать требующийся погрузчик дополнительным навесным оборудованием, которого разработано и производится очень большое количество: устройства бокового смещения вил, полноповоротные захваты для бочек, рулонов бумаги, зажимы и сталкиватели для тюков, штыри для перевозки полых цилиндрических предметов, захваты с верхним прижимом, наклоняемые вилы, безблочные крановые стрелы, позиционируемые захваты для 2-х, 4-х паллет, удлинители вил и многое другое. Необходимо описать дилеру все параметры Ваших грузов, включая специальные требования при транспортировке (хрупкость или ломкость груза, характер поверхности и т. д.) чтобы он мог порекомендовать оптимальную для Ваших условий модель.
Надо также учитывать, что при установке дополнительных приспособлений допустимая полезная нагрузка машины снижается ввиду увеличения расстояния центра тяжести груза от спинки вил и из-за дополнительного веса самого навесного оборудования, поэтому грузоподъемность погрузчика необходимо пересчитать и часто приходится выбирать более мощный погрузчик.
3. Высота подъема груза.
Большинство стандартных погрузчиков имеют высоту подъема груза от 3 до 7м. Стандартные двухсекционные грузоподъемные мачты обычно применяются для подъёма вил на высоту до 3 м, что позволяет складировать груз на третий ярус стеллажей. Для подъема на большую высоту, как правило, используют трёхсекционные мачты. При этом, необходимо помнить об остаточной грузоподъемности (максимальном весе груза на максимальной высоте подъёма) - она уменьшается пропорционально увеличению высоты подъема вил, причем величина этого уменьшения для каждой модели погрузчиков разная.
В ограниченных по высоте условиях, например в железнодорожных вагонах, в универсальных 20- или 40-тонных контейнерах или кузовах автофургонов, штабелирование в два яруса можно применять только при наличии у погрузчика функции так называемого специального свободного хода вил - подъема вил без подъема второй или третьей секции грузоподъёмной мачты, т. е. без увеличения «строительной» высоты машины. Погрузчики, оснащенные мачтой со "свободным ходом", часто называют: "вагонный вариант". Не все типы грузоподъемников снабжены такой функцией. Однако если погрузчик обрабатывает два лежащих друг на друге поддона одновременно, а не раздельно, то в этой функции, которая обычно стоит дополнительных денег, нет необходимости.
Здесь снова необходимо учесть возможность комплектации погрузчика самым распространенным видом навесного оборудования - устройством бокового смещения вил. В стесненных условиях грузовых фургонов или железнодорожных вагонов, а так же при значительной высоте подъема, установка каретки бокового смещения вил может быстро окупиться благодаря увеличению производительности погрузчика, а также повысит уровень безопасности работы.
4. Условия эксплуатации
В зависимости от конкретных условий эксплуатации, т. е. от того, будет ли машина работать в закрытом или открытом помещении, придется ли ей выезжать из помещения на открытое пространство, особенно в холодное время года, будет зависеть, какой тип двигателя нужен вашему погрузчику.
Как правило, на открытых площадках используют погрузчики с дизельным или бензиновым ДВС, но иногда их применяют и в хорошо проветриваемых помещениях с высокими потолками. Для более длительной работы в закрытых помещениях на автопогрузчиках возможна установка каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, которые себя неплохо зарекомендовали, доказав свою эффективность. Срок службы нейтрализаторов - 2-3 тысячи моточасов.
Еще один вариант снижения количества вредных составляющих выхлопа погрузчика - использование газовых и газ-бензиновых погрузчиков. Обычно это модели небольшой грузоподъемности - до 5,0 т. На газобензиновых погрузчиках используются бытовые 30- или 50-литровые газовые баллоны. Достаточно иметь несколько баллонов на каждый погрузчик, чтобы возить их на заправку не чаще раза в неделю. Кроме того, газовый двигатель менее шумный, чем дизельный.
Для постоянной работы в закрытых помещениях используются электрические погрузчики.
Питание тяговых, насосных электродвигателей и других потребителей энергии у электропогрузчиков, как следует из их названия, осуществляется от тяговой аккумуляторной батареи (реже - от сети переменного тока), что делает их экологически значительно более чистыми по сравнению с автопогрузчиками. Следует, однако, знать и о том, что для эксплуатации электропогрузчиков требуется специальное помещение с вытяжкой для зарядной станции и обученный персонал для зарядки аккумуляторных батарей.
При работе в жарком или холодном климате погрузчики могут оснащаться кабинами с кондиционерами или отопителями. К особо тяжелым условиям эксплуатации относится работа в морских портах, трюмах судов (норма амортизации составляет здесь 3 года вместо 6 лет, как обычно), на складах-холодильниках, на металлургических предприятиях, в условиях повышенной пожаро- и взрывоопасности. Для таких условий изготавливают погрузчики по специальным спецификациям с основными элементами, защищенными от коррозии, пыли, воздействия высоких температур и т.д.
Подробнее о каждом из типов подъёмно-транспортного оборудования читайте по ссылке меню "классификация ПТО".
5. Как далеко будет транспортироваться груз?
Важным фактором при выборе погрузчика является предполагаемая длина маршрута перевозки.
В общем случае вилочные погрузчики не предназначены для дальних перевозок. Для перевозок между корпусами промышленных предприятий, транспортных операций на вокзалах, в портах и аэропортах, доставки комплектующих к сборочным линиям и т.п. часто эффективнее использовать платформенные электротележки или тягачи.
В отличие от вилочных погрузчиков, тягачи, буксируя цепочки вагонеток, могут одновременно перевозить значительно больше грузов, что позволяет достичь значительного снижения расходов и времени перевозок больших партий грузов.
Но, зачастую, и на относительно протяженных маршрутах используются погрузчики. В этих случаях эффективнее эксплуатация автопогрузчиков.
При работе на коротких маршрутах, в узких проходах и на невысоких скоростях обычно используются маневренные трехопорные электропогрузчики. Если же работа ведется на повышенных скоростях, с тяжелыми грузами, применяют четырехопорные погрузчики, отличающиеся большей устойчивостью.
6. Сколько часов в день будет работать техника?
В некоторых случаях автопогрузчики используют лишь несколько раз в день, в других -практически непрерывно в три смены. Такие различия в эксплуатационной нагрузке обусловливают и разные требования к машине.
Для неинтенсивной эксплуатации возможно приобретение техники, бывшей в эксплуатации. В условиях непрерывной работы со значительными нагрузками, безусловно, требуется новый погрузчик. В этом случае на первый план выходит надежность техники, её экономичность и возможность максимально оперативного устранения неисправностей. Убедитесь, что погрузчик (и его поставщик) выбранной Вами модели соответствует условиям эксплуатации, для которой предназначен.
При приобретении электрических погрузчиков необходимо учитывать, что в стандартном исполнении их обычно комплектуют аккумуляторной батареей, рассчитанной на 6-8 часов непрерывной работы средней интенсивности, т.е на одну рабочую смену, по истечении которой батарею необходимо зарядить. При необходимости, погрузчики можно оснастить аккумуляторами повышенной ёмкости, что позволит увеличить время работы погрузчика без подзарядки до 10-12 часов. При этом, возможно, что для зарядки аккумуляторной батареи повышенной ёмкости потребуется и зарядное устройство большей мощности. При многосменном режиме работы электропогрузчиков необходимо приобрести сменные аккумуляторные батареи, желательно однотипные. В этом случае нужно предусмотреть использование в зарядном помещении устройства для быстрой замены аккумуляторной батареи.
7. Соответствует ли техника проекту вашего склада и возможностям его инфраструктуры?
Наиболее правильным решением в этом аспекте является комплексное проектирование строящегося или реконструируемого склада с учетом характеристик применяемого подъёмно-транспортного оборудования. Когда же приходится приобретать технику под имеющееся помещение, необходимо снова вернуться к предполагаемому маршруту перевозки и проанализировать его на наличие подъемов, спусков, уклонов и поворотов, наличие рамп, размеры стеллажей, наличие посторонних предметов над проходом (лампы, металлоконструкции). Необходимо уточнить такие характеристики помещения, как наименьшая высота перекрытий, размеры дверей; минимальная ширина проходов, наличие ограничений по массе (лифты или полы в помещениях).
Все эти факторы могут наложить серьезные ограничения на принципиально важные характеристики требующегося погрузчика.
В значительной мере на выбор типа техники влияет характер и состояние напольного покрытия. Например, плохое качество пола сразу исключает возможность эксплуатации штабелеров и ричтраков.
Для погрузчика так же важно состояние пола. Если пол в выбоинах, неровностях, порогах, лучше использовать модели техники на пневмошинах - они лучше амортизируют удары, имеют лучшие сцепные свойства с поверхностью и, к тому же, дешевы. Если погрузчик работает в условиях, когда на полу может оказаться металлическая стружка, куски металла, гвозди, битое стекло и т.п., лучше использовать технику на бандажных шинах, которые, правда, очень жесткие и плохо предохраняют от вибраций. Промежуточным и во многих случаях оптимальным вариантом является использование так называемых массивных шин или шин "суперэластик". Они достаточно эластичны, но не заполнены воздухом, и проколоть их невозможно.
Если вилочному погрузчику приходится работать на строительных площадках, в сельской местности, на лесозаготовительных предприятиях или при полном отсутствии дорог, лучше выбирать специальные «внедорожные» модели на пневмошинах с повышенным тяговым усилием и большим дорожным просветом. Есть большой ряд моделей таких погрузчиков, оснащенных грузоподъемником в виде телескопической стрелы. Погрузчики повышенной проходимости производят не многие предприятия, они достаточно дороги и в большей степени их можно отнести к дорожно-строительным машинам, чем к складскому оборудованию.
Анализ маршрута перевозки в совокупности с условиями работы подскажет, нужны ли на машине сигнал заднего хода, проблесковый маячок, дополнительное осветительное оборудование и другие опции, которые обычно оплачиваются дополнительно.
Перед покупкой техники желательно уточнить: соблюдены ли все необходимые условия для эксплуатации ПТО.
Следует учитывать, что при эксплуатации электропогрузчиков необходима зарядная комната, оборудованная с учетом специальных требований. Кроме того, если у Вас уже эксплуатируются погрузчики со щелочными аккумуляторными батареями, а Вы хотите приобрести современный погрузчик современными с кислотными аккумуляторами, то необходимо знать, что зарядка кислотных и щелочных батарей в одном помещении не допускается.
Для погрузчиков с ДВС нужно проработать схему заправки топливом.
При эксплуатации погрузчиков в зимний период в российских условиях важно уделить внимание условиям хранения погрузчиков, чтобы исключить проблемы холодных запусков.
8. Какова ширина и длина проездов, по которым должна перемещаться техника?
Ширина прохода между стеллажами - это один из наиболее значимых параметров выбора модели погрузчика. Здесь так же важно заметить, что проектировать склад лучше комплексно - с учётом параметров стеллажей и характеристик погрузчиков.
В технических характеристиках напольного транспорта обычно приводятся такие параметры, как внешний радиус поворота, минимальная ширина проездов, пересекающихся под прямым углом для проезда погрузчика с грузом, При штабелировании грузов на стеллажах одной из важнейших характеристик погрузчика является ширина прохода для разворота машины на 900. Для каждого типа погрузчиков эта величина рассчитывается индивидуально. Необходимо запросить её у поставщика. Добавив к данной величине длину груза и зазор безопасности (стандартно - 200 мм) получим минимальную ширину между стеллажами для безопасной работы погрузчика.
9. Какие операции должно выполнять оборудование, и в каком порядке? Станет ли оно использоваться на разгрузке грузового транспорта, применяться преимущественно для штабелирования, комплектования заказов или транспортировки? Каков грузооборот Вашего склада?
Универсальных машин, подходящих для работы во всех отраслях и выполняющих любые операции, не существует. Например, в крупных логистических центрах с большим грузооборотом основные операции по разгрузке транспорта, транспортировке товара к местам хранения, штабелирования, подбора и комплектования заказов, отгрузке товаров разделены по зонам и выполняются специализированными машинами. Кроме того, для различных видов операций с различными индивидуальными особенностями существуют свои типы подъёмно-транспортного оборудования, которых разработано и производится великое множество (см. пункт меню "классификация ПТО").
Во многих случаях при обращении к поставщику ПТО следует не заказывать конкретную машину, а предложить ему решить Вашу логистическую проблему. Квалифицированный и опытный поставщик техники обладает большей информацией в своей области деятельности и может порекомендовать оптимальное технико-экономическое решение.
10. Выбор марки.
Не спешите покупать самую дешевую модель. Существует такое понятие, как стоимость собственности, или стоимость владения погрузчиком, т.е. сумма, в которую обходится владельцу эксплуатация погрузчика на протяжении всей его «жизни», из которой цена приобретения составляет лишь 10-20%.
Показатель стоимости владения включает в себя цену покупки, стоимость технического обслуживания и ремонта погрузчика, стоимость периодически заменяемых запчастей для погрузчика, энергоносителей и ГСМ, потери от непредвиденных поломок (надежность техники), экономически целесообразный ресурс погрузчика, его остаточную стоимость и др.
Более подробно о стоимости владения читайте в отдельном пункте меню "Информация" - "О стоимости владения погрузчиком".
Лучшие производители декларируют срок службы погрузчиков в 16...20 тыс. моточасов (т.е. 10...12 лет при односменной работе), однако на практике встречаются как модели, полностью вырабатывающие ресурс к 6...8 тыс. моточасов, так и работающие по 35...40 тыс. моточасов.
Конечно, в огромной степени ресурс зависит от своевременности, полноты и качества проведения технического обслуживания техники, но главенствующую роль играет выбор именно изготовителя техники, его идеологии и технологий производства.
Оценив условия и интенсивность Вашей работы, важно определить, модели каких производителей смогут соответствовать им.
Всё большее экономическое значение приобретает эргономика вилочного погрузчика. Моменты, важные для удобства работы, на которые следует обратить внимание:
-
обзорность;
-
органы управления (рычаги, клавишные переключатели, джойстик);
-
комфортность сиденья оператора (спинка, подлокотники);
-
наличие регулировок сиденья, рулевой колонки, панели управления на рабочем месте оператора;
-
уровень шума и вибрации при работе;
-
плавность и другие характеристики хода;
-
удобство и легкость посадки и высадки из кабины погрузчика;
-
кабина (открытая или закрытая, свободное пространство);
-
отопление;
-
кондиционирование воздуха.
Время и усилия, требуемые для обычного обслуживания или ремонта, - менее материальный, может быть, недостаточно оцененный, но весьма важный фактор стоимости собственности. Если машина требует больше усилий для поддержания в рабочем состоянии, значит, ее обслуживание обойдется дороже.
Если для одних моделей требуется одно-два движения руки оператора, чтобы поднять капот и защитный полик, обеспечив доступ ко всем точкам обслуживания для проведения обычного ТО и проверить приборную панель, то для других это занимает минут двадцать. Дополнительное время на обслуживание, кроме того, может потребовать дополнительных расходов не только в отношении почасовой оплаты рабочей силы, но также и его воздействия на качество обслуживания. Психологически человек настроен так, что легкую работу он выполняет с большим удовольствием. Если вы хотите, чтобы водитель погрузчика проверял его состояние ежедневно, вы должны заранее посмотреть, будет ли эта операция простой. Если осмотр выполняется легко, то водитель станет его делать, а если трудно - придумает любое оправдание, почему не сделал этого.
При выборе марки автопогрузчика необходимо учесть - насколько производитель предусмотрел удобство технического обслуживания техники, её ремонтопригодность. Для этого важно выяснить:
расположение и доступность фильтров и точек смазки;
доступность узлов и агрегатов (демонтаж панелей, замена щеток электродвигателя, доступ к двигателю и другим агрегатам);
предполагаемые затраты времени на плановое техобслуживание;
рекомендуемая периодичность технического обслуживания;
доступность запасных частей;
Необходимо также учесть и следующее обстоятельство: любая, даже самая надежная, техника когда-нибудь ломается, а также требует регулярного технического обслуживания. Естественно, что вопросы о том, где можно будет приобрести запчасти для погрузчиков и расходные материалы и кто обеспечит гарантийный ремонт погрузчиков и сервисное обслуживание купленной техники, необходимо решить еще до того, как она будет куплена. К сожалению, запчасти на складское оборудование не продают на каждом углу, как запчасти на легковые автомобили. Может случиться так, что приобретенное оборудование окажется достаточно новым для российского рынка и технических возможностей для ремонта погрузчиков просто нет. Поэтому следующим шагом при выборе марки техники является выбор её поставщика.
11. Выбор поставщика
При выборе поставщика важно оценить его официальные полномочия - является ли он дилером производителя техники (именно производителя, а не одного из поставщиков оборудования на российский рынок, раздающего уже от своего имени полномочия другим поставщикам).
Ведущие мировые производители очень тщательно подходят к вопросу выбора своих партнеров, предъявляя к ним серьезные требования по организации работы с покупателями. Как правило, статус официального дилера предусматривает наличие у него необходимого специального оборудования для обеспечения всех видов сервисных и ремонтных работ, сервисной службы, организованной в соответствии с фирменными стандартами, квалифицированного и опытного персонала, обученного производителем, наличие склада оригинальных запасных частей.
Покупая оборудование у официального дилера, клиент получает гарантию производителя и может быть уверен в том, что техническое обслуживание его погрузчика будет производиться в соответствии с требованиями производителя, что является необходимым условием длительной безотказной работы, а в случае поломки, он, позвонив поставщику, получит оперативную и квалифицированную помощь. Простои техники и затраты, связанные с этим, будут минимальными.
Кроме того, некоторые производители при разработке и изготовлении техники учитывают различия в условиях эксплуатации на различных локальных рынках. Так, компанией TOYOTA специально для России выпускается модификация, в которой учтена российская специфика (низкие температуры, некачественные топливо и масла, плохие полы, запыленность, пренебрежение регламентными работами и др.). В таких погрузчиках топливная, электрическая, гидравлическая и погрузоразгрузочные системы усилены, дополнены или изменены соответствующим образом. Естественно, поставляются в Россию такие погрузчики только через официальных дилеров компании. Погрузчики же, завозимые "серыми дилерами" приобретаются ими в других странах и в комплектациях, ориентированных на эксплуатацию в условиях, отличных от российских. Покупая погрузчик у "серого дилера" нужно понимать, что проблемы с его эксплуатацией неизбежны, вопрос только в стоимости их решения и Вашей готовности их решать.
Надеемся, что наши советы помогут Вам облегчить задачу выбора ПТО, и желаем успехов!