+7(3812) 53-43-39

Стоимость владения погрузчиком

В процессе выбора необходимой марки и модели погрузчика попробуйте определить, во сколько Вам обойдется его содержание за весь срок эксплуатации, ведь только в этом случае вы получите представление о реальной стоимости покупки и сможете сделать правильный выбор.

Не спешите покупать самую дешевую модель. Существует такое понятие, как стоимость собственности, или стоимость владения погрузчиком, т.е. сумма, в которую обходится владельцу эксплуатация погрузчика на протяжении всей его "жизни", из которой цена приобретения составляет лишь 10-20%.
 
Основные факторы, влияющие на стоимость собственности:
 
1. Цена приобретения →
2. Стоимость потребляемого топлива →
3. Экономически целесообразный срок службы (ресурс) техники →
4. Стоимость технического обслуживания →
5. Стоимость периодически заменяемых деталей (шины, тормозные колодки и т.п.) →
6. Потери от непредвиденных поломок (надежность техники) →
7. Потери от аварий по вине водителя, несчастных случаев и т.п. →
8. Производительность (технические характеристики) погрузчика →
9. Налог на имущество, госпошлина за регистрацию в технадзоре, затраты на обучение операторов и т.п. →
10. Остаточная стоимость →
 
1. Цена приобретения
Сравнивать цены на технику разных производителей необходимо после того, как Вы определитесь с требующейся вашему предприятию комплектацией погрузчика (более подробно о выборе погрузочной техники читайте в отдельном пункте меню "Информация" – "Правила выбора погрузчика").
Естественно, сравнивать необходимо погрузчики равные по основным параметрам (грузоподъёмность, высота подъема, расположение центра тяжести груза, тип шин, наличие свободного хода вил, нейтрализатора выхлопных газов, дополнительного навесного оборудования и т.п.). Кроме того, необходимо учитывать, что погрузчики разных производителей имеют различную "стандартную" комплектацию (механическая, или автоматическая трансмиссия, ёмкость аккумулятора, наличие осветительного оборудования (габаритные огни, фары, звуковой и световой сигналы заднего хода, указатели поворотов), зеркал заднего вида, пластиковой прозрачной крыши, усилителя рулевого управления, ремня безопасности оператора, защитных пыльников гидроцилиндров и др.). Наличие или отсутствие данных элементов комплектации в значительной степени влияет на цену погрузчика.
Важно выяснить, где произведен погрузчик и для эксплуатации в каких странах он предназначен. Адаптирован ли погрузчик для работы в Российских условиях (существует ли у выбранных производителей специальная Российская комплектация, каков температурный режим эксплуатации выбранной модели), что также отражается на цене техники. 
Если, учтя все перечисленные подробности в комплектации, Вы получили разные цены на, казалось бы, полностью аналогичные машины разных производителей, поинтересуйтесь у поставщиков – чем это вызвано. Как правило, разница в стоимости имеет технико-экономические основания. Обычно более дорогой погрузчик - это действительно более сложная и высокотехнологичная техника, все узлы и агрегаты которой рассчитаны на предельные нагрузки и больший срок службы, при этом – более экономичная в эксплуатации. Возможно, именно эти факторы могут стать определяющими для Вас.
 
2. Стоимость потребляемого топлива
Затраты на топливо могут меняться в широких пределах в зависимости от типа погрузчика и условий его работы: состояние дорожного покрытия, вес обрабатываемых грузов, наличие наклонных поверхностей (пандусов, эстакад), среднее расстояние пробега между рабочими операциями, высота подъема грузов, тип и состояние шин, рабочие скорости, стиль вождения оператора и т.п.
В технических характеристиках производителем обычно указывается удельный расход топлива в граммах на единицу измерения мощности (л.с. или кВт). Между тем, этот параметр не дает представления о том, какое количество топлива будет реально расходоваться за час, смену, за месяц и т.д. Для определения этого показателя разработаны специальные методики, большинство из которых, либо используют в расчетах "стандартный" (для каждого производителя – свой) цикл погрузо-разгрузочных работ, либо предлагают подстановку в эмпирические формулы коэффициентов, учитывающих параметры конкретного производственного цикла, в т.ч. таких, как продолжительность времени работы на максимальных оборотах и т.п., точно определить которые практически невозможно.
Кроме того, погрузчик – это сложная система (не только двигатель, расход топлива на номинальном режиме которого требуется знать), и распределение мощности на подъем груза разного веса, на перемещение на полах с различным покрытием и уклонами, на привод рулевого управления – различно для каждой модели и тоже влияет на общий расход топлива. Топливная экономичность – это результат даже не столько применения экономичного двигателя (хотя и это очень важно), сколько талант и ноу-хау разработчиков и изготовителей каждого из узлов и в целом всей системы, которую представляет из себя погрузчик.
Показателен такой пример: для газ-бензиновых погрузчиков г/п 1,5 – 2,5т. для различных условий эксплуатации компанией TOYOTA были разработаны два двигателя – модели 4Y рабочим объёмом 2237 см3, мощностью 40 кВт, и 5K объёмом 1486 см3, мощностью 28 кВт. Теоретически, погрузчик с меньшим объёмом двигателя должен быть экономичнее, что и подтверждалось практикой, но – не всегда. В России, с преимущественно плохими дорожными покрытиями, морозами (вязкое гидравлическое масло требует большей мощности для прокачки), частыми случаями работы на пределе грузоподъемности и т.п., двигатель меньшей мощности значительно больше времени работает на максимальных оборотах, что ведет к большему расходу топлива. В результате – в большинстве российских условий погрузчики с двигателем большего объёма оказались более экономичными и надежными и стандартная "российская" спецификация погрузчиков TOYOTA предусматривает комплектацию именно двигателем 4Y.
Таким образом, использование расчетных методик, даже для сравнения, по нашему мнению, не будет корректным и, анализируя расход топлива при выборе погрузчика, надежнее полагаться на опыт предприятий, уже имеющих подобную технику, благо – у нас достаточно владельцев техники, либо купивших первое, что понравилось, а затем выяснивших – во что это обходится, либо не верящих никому, и только на своем опыте постигающих истину. Пообщайтесь с коллегами - многие производили контрольные замеры расхода топлива для определения нормы на его списание. Если по выбранной марке такой информации нет, лучше отказаться от её покупки в пользу более известной – уникальная для России марка опасна ещё и тем, что могут возникнуть проблемы с техническим обслуживанием и большие проблемы - с запасными частями даже при незначительных поломках. Если Вы эксплуатируете технику в Москве – эти проблемы обычно решаемы (вопрос – в сроках), если нет, то это уже дело случая и вероятны большие затраты.
Основываясь на нашем (и наших уважаемых клиентов) опыте эксплуатации погрузчиков многих производителей, мы утверждаем, что добиться реальной топливной экономичности 1,5–тонного дизельного погрузчика TOYOTA 7-8 серий, равной 1,9 – 2,2 литра на моточас, из представленных в России марок, пока не удается никому. Справедливости ради, уточним, что мы не имеем подтвержденных данных по двум немецким фирмам – Still и Linde, заявляющих близкие к названным показатели расхода.
Фактический расход дизельного топлива 1,5–тонных погрузчиков большинства марок на 30 – 60 % превышает показатели TOYOTA.
Для сравнения в стоимостном выражении, при сегодняшних ценах топлива и курсе доллара США можно произвести следующий расчет:
Средний расход дизтоплива для погрузчика TOYOTA с запасом примем равным 2,5 л/моточас.
Принимая, что при односменной работе дизельный погрузчик нарабатывает в год в среднем 2000 моточасов, и цену 1 литра дизтоплива 0,57 $/л (по состоянию на август 2009г. в Омске), получим затраты на топливо в год:
TOYOTA: 2,5 л/мч * 2000 м/ч * 0,57 $/л = $ 2 850.
Погрузчики других производителей: (2,5 л/мч + 40%) * 2000 м/ч * 0,57 $/л = $ 3 990.
Разница на одном погрузчике составляет $ 1 140 в год,
При двухсменной работе разница составляет $ 2 280 в год.
При трехсменной – $ 3 420 в год.
Как говорится: "почувствуйте разницу".
Необходимо отметить: низкий расход топлива – важный, но не единственный параметр в оценке техники, он важен в комплексе с высокой производительностью, динамикой машины, легкостью управления, т. е. насколько предсказуемо и быстро машина откликается на действия водителя при выполнении рабочих операций, насколько уверенно преодолевает подъём и т.п., но об этом – ниже.
Для анализа затрат на энергоносители электроприводной техники не забывайте о затратах на содержание помещения для зарядки АКБ, обслуживающего персонала и стоимости электроэнергии для зарядки аккумуляторных батарей. В связи с этим, важно учитывать ёмкость аккумуляторов, которыми требуется укомплектовать погрузчики и тип системы управления. Устаревшие контакторные системы сегодня, практически, не производятся – обратить на это внимание следует только при покупке б/у техники (и лучше отказаться от покупки погрузчика с контакторной системой), а поинтересоваться типом применяемых электродвигателей желательно. Ведущие мировые производители производят погрузчики с импульсными системами управления и асинхронными двигателями переменного тока. Такие силовые агрегаты имеют массу преимуществ по сравнению с двигателями, работающими на постоянном токе (подробнее - см. меню "Классификация ПТО" – "Вилочные электропогрузчики"). Здесь отметим, что за счет рекуперации электроэнергии, погрузчики с двигателями переменного тока значительно экономичнее традиционных погрузчиков.
 
3. Экономически целесообразный срок службы (ресурс) техники.
Общий ресурс – это время работы погрузчика до момента износа его основных узлов и агрегатов, когда машина, что называется, начинает "сыпаться" и затраты на её ремонт становятся неоправданно большими.
Лучшие производители декларируют срок службы погрузчиков с ДВС в 16-20 тыс. моточасов (т.е. 8-10 лет эксплуатации при односменной работе и 3-4 года – при круглосуточной), однако на практике встречаются как модели, полностью вырабатывающие ресурс к 6-8 тыс., так и работающие по 30-35 тыс. моточасов. Электрическая техника, как правило, способна служить несколько дольше (с заменой аккумуляторных батарей через 3-5 лет).
Конечно, в огромной степени ресурс зависит от условий эксплуатации, своевременности, полноты и качества проведения технического обслуживания техники, но главенствующую роль играет выбор именно изготовителя техники, его идеологии и технологий проектирования и производства. Большая часть ведущих мировых производителей подъёмно-транспортного оборудования (далее – "ПТО") ориентирована на изготовление техники достаточно высокого уровня и техники "эконом-класса" с приемлемым соотношением качество/цена (технику китайского производства мы пока классифицировать не берёмся). Существуют также производители, создающие, условно говоря, элитную технику, или технику "премиум-класса". Их немного, но их продукция занимает доминирующее положение на рынках. Так, из 7 производителей вилочных погрузчиков Японии 51% рынка принадлежит компании TOYOTА.
Стоит уточнить терминологический аспект: в отличие, например, от легковых автомобилей высшей ценовой категории, про срок службы и эксплуатационные затраты на которые при покупке никто и не вспоминает, в термин "элитный" или "премиум-класс" применительно к погрузчикам вкладывается иной смысл. Даже самый привлекательный внешне погрузчик – это, всё же, не что иное, как подъемно-транспортное оборудование, назначение которого – участие в производственном цикле предприятия. Но, и это главное - с максимальной производительностью и минимальными затратами и простоями. Именно эти качества, многократно снижающие эксплуатационные затраты и общую стоимость собственности, делают технику "элитной".
Лидеры мирового рынка ПТО, такие, как TOYOTА, BT и некоторые другие, непрерывно ведут активную научно-исследовательскую деятельность, внедряют инновационные технологии, обеспечивая тем самым наивысшие характеристики и качество конечного продукта. Результат этой работы - погрузчики TOYOTA не имеют аналогов по совокупности таких параметров, как надежность и долговечность, превосходные управляемость и производительность, комфорт для оператора, экологичность, топливная экономичность, величина межсервисных интервалов, удобство и стоимость обслуживания, и в целом - общая стоимость владения.
Т.е. "элитность" оборудования заключается в высших технологиях его проектирования и производства, естественно, несколько повышающих цену приобретения, но приводящих в конечном итоге к многократному снижению совокупных затрат в процессе его эксплуатации.
И ещё о терминах: бытует такое понятие, как "ресурс до капремонта". К современной подъемно-транспортной технике, по нашему мнению, это представление не всегда приемлемо. Дело в том, что многие современные комплектующие погрузчиков представляют собой сложные, высокотехнологичные изделия и, соответственно, их ремонт требует применения специального оборудования и потому - достаточно дорог, а иногда и просто невозможен (узел заменяется в сборе). К тому же, в качественной технике все узлы и агрегаты надежно служат отведенный им срок и изнашиваются, практически одновременно, после чего одновременно же начинают выходить из строя. Ремонтировать или менять большую часть агрегатов погрузчика слишком дорого. Не стоит рассчитывать, что по прошествии определенного времени современный погрузчик можно "капитально" отремонтировать, что даст ему вторую жизнь. В большинстве случаев это экономически нецелесообразно.
Ресурс погрузчика и основных его агрегатов – действительно очень важная вещь, и то, как долго и насколько интенсивно вы планируете его эксплуатировать, может оказаться определяющим фактором в решении по закупке. Так, подтверждено практикой, что ресурс безаварийной работы погрузчиков TOYOTA на 30-50% выше большинства погрузчиков японских и европейских производителей (снова заметим, что не обладаем статистической информацией по немецким погрузчикам, практически отсутствующим в нашем регионе, и некоторым, не представленным в России американским маркам). Т.е., при интенсивной работе, новый погрузчик нужно будет купить уже через 5 лет (снова те же затраты), Тойоту - через 7-9 лет. 
Иначе оценить вклад ресурса в общую стоимость владения погрузчиком можно, рассчитав стоимость одного моточаса работы:
Приняв среднюю цену 1,5–тонного дизельного погрузчика TOYOTA равной $ 22 000 и ресурс в 20 000 м/час (что – не предел для Тойоты), получим стоимость 1 моточаса $1,10.
Допустим, что погрузчик другого производителя в сопоставимой комплектации стоит $ 20 000 при ресурсе в аналогичных условиях 15 000 м/час. Стоимость 1 моточаса работы такого погрузчика равна $1,33, что на 21% больше, чем у погрузчика TOYOTA, т.е. переплата, без учета других факторов, составит 21%.
И это только одно из составляющих стоимости владения.
 
4. Стоимость технического обслуживания.
Анализируя совокупные затраты на эксплуатацию планируемой к приобретению техники, необходимо сравнить предложения дилеров в отношении стоимости и организации обслуживания. Для этого полезно запросить у продавцов информацию о рекомендованных интервалах обслуживания, затратах на замену расходных материалов и запчастей. Удобнее всего получить от продавцов сводную карту с расценками на полный цикл технического обслуживания, составляющий, в зависимости от производителя, 1800-2500 моточасов. После приведения к единой величине цикла (например на 2000 моточасов), эта информация поможет Вам более точно оценить и сравнить будущие расходы. Заодно, анализ карт ТО поможет дать некоторые представления о профессиональных качествах и уровне сервисного обслуживания потенциальных партнеров.
Сравнение карт ТО разных поставщиков может показать, что некоторые из дилеров приводят неполную информацию о заменяемых при ТО запасных частях и материалах, таких, как ремень генератора, свечи зажигания, сальники ступиц и др., которые, тем не менее, подлежат периодической замене. И, даже если сам производитель забыл указать эти детали в перечне периодически заменяемых, что говорит и об уровне технической поддержки такого производителя, это не значит, что они будут служить вечно, просто сверх указанных, будут дополнительные затраты (по гарантии такие детали не меняются).
Обратите внимание на марки и классы допуска используемых масел и смазок – соответствуют ли они рекомендациям производителей и вообще уровню техники - экономить в этом – крайне неразумно.
При наличии в штате Вашего предприятия квалифицированных механиков, ТО можно производить своими силами, немного сэкономив при этом. В таком случае уточните интервалы межсервисного обслуживания, установленные производителем. Как правило, они составляют 150 – 250 моточасов. Согласитесь, разброс значительный - 67%.
Мы, однако, настоятельно рекомендуем производить регулярное ТО у официального дилера техники Вашей марки. Даже, если Ваши механики все знают и умеют, что, при разнообразном парке оборудования невозможно в принципе, нужен ещё и стимул для выполнения работ в полном объеме. Если у Вас значительный парк ПТО, то содержание собственной сервисной службы необходимо и экономически целесообразно. Если погрузчиков всего несколько единиц, а механики заняты в основном ремонтом автотранспорта предприятия, либо другого технологического оборудования, то погрузчики будут, как в пословице: "дитя без глаза" – неизбежны регулярные поломки, простои и снижение срока эксплуатации. Не повторяйте чужих ошибок – поверьте – Вы не найдете в данном случае способов заставить механиков вовремя и грамотно обслуживать технику, если случайно не попадется человек, "влюбленный" именно в эту модель, но таких мало. Всегда будет только 2 варианта: либо "не знали" (а кто нас научил?), либо не хотели (у нас и без этой "кары" работы невпроворот, завгар сказал - сначала Камаз сделать). Но результат будет один – значительное, иногда катастрофическое, сокращение ресурса техники.
Прямая экономия на услугах дилера, как можно увидеть из карт ТО, составит 20-30 тыс. рублей на 2000 моточасов работы дизельного погрузчика, для электрического – ещё меньше. Потери от снижения ресурса и непредвиденных поломок могут оказаться гораздо значительнее.
Заключив договор на ТО с официальным дилером, владелец техники экономит на содержании штата механиков, но, и это некоторых пугает, попадает в определённую зависимость от дилера.
В большинстве случаев в такой зависимости ничего плохого нет, наоборот, эти отношения лучше назвать не зависимостью, а взаимным сотрудничеством, направленным на поддержание техники во всегда исправном состоянии, её максимальном ресурсе и сокращение затрат на внеплановые ремонты.
Мы не можем поручиться за качество выполнения работ всех дилеров, вероятно, есть разные компании. Расскажем о работе нашей сервисной службы: ООО "БТ Техника" - официальный дилер Toyota Industries Corporation. Это обстоятельство определяет наше мировоззрение в соответствии основополагающим принципом основателя компании, Сакичи Тойода: "Заказчик всегда на первом месте". Мы обеспечиваем наших клиентов первоклассным сервисом, только оригинальными запасными частями TOYOTA и высококачественными смазочными материалами гарантированного происхождения. Для этого у нас имеется производственная база для капитального ремонта погрузчиков и специализированные сервисные мастерские для выезда к месту работы погрузчика, оборудованные всем необходимым инструментом и оснасткой по стандартам TOYOTA.
На нашем складе насчитывается более 1000 наименований оригинальных запчастей для погрузчиков. Экспресс-доставка запасных частей обеспечивается в течение 20 и более лет с момента выпуска техники.
Наши механики прошли обучение на предприятиях TOYOTA, Димекс, ЗиК и имеют богатый опыт работы. Каждый год они аттестуются и подтверждают свою категорию либо повышают её. В течение года проходят семинары и встречи с японскими инструкторами, которые информируют об изменении конструкции погрузчиков, проводят обучение по новым моделям.
Важный нюанс: каждый погрузчик нашего постоянного клиента имеет свою "историю", пополняемую при проведении каждого ТО и, которую механик анализирует перед каждым выездом к заказчику. Таким образом, наши механики видят тенденции развития неисправностей и могут заблаговременно дать совет по закупке и замене отдельных деталей, не допуская их разрушения, приводящего к разрушению всего узла и простою техники (требуется немедленная замена, или можно не торопясь приобрести требующиеся детали и произвести ремонт, совместив его с очередным ТО, сэкономив на экстренном выезде, и, зачастую бесплатно, т.к. возможно данный узел и без ремонта подлежит разборке при проведении очередного ТО). При этом, мы заинтересованы в оптимальном объеме заменяемых деталей, чтобы не возвращаться к повторному ремонту узла в будущем и не заменяя не требующих этого деталей, увеличивая стоимость ремонта. Именно в сочетании высокого качества и оптимальной стоимости ремонта мы видим профессионализм сервисной службы.
Мы считаем продажу погрузчиков только началом наших взаимоотношений с заказчиком, а послепродажное обслуживание - самым важным видом нашей деятельности. Владелец погрузчика всегда может быть уверен в том, что при возникновении проблем с техникой, он, позвонив нам, получит оперативную и квалифицированную помощь. Простои техники и затраты, связанные с этим, будут минимально возможными.
Таким образом, квалифицированное и регулярное техническое обслуживание в полном объёме, предусмотренном производителем, является гарантией длительного срока службы вашего погрузчика и позволяет предотвращать возможные дефекты техники на раннем этапе их развития, что дает дополнительную экономию.
Еще одно важное замечание. Желаете Вы того, или нет, но в ту зависимость, о которой мы упоминали выше, при приобретении техники Вы все же попадёте – если не от дилера, то от производителя – неизбежно. 
Способности дилера (представителя производителя) предоставить лучший сервис могут стать решающим фактором в принятии решения о покупке погрузчика той, или иной марки. Особую значимость этот нюанс приобретает в регионах, удаленных от промышленных центров, поскольку здесь даже равные по своему уровню производители могут иметь дилеров с совершенно разными возможностями в отношении техобслуживания. Косвенное представление об этих возможностях может дать информация о статусе дилера в Вашем регионе: если его полномочия подтверждены производителем техники, то - все в порядке, а если - столичным представителем компании-производителя, от своего или от имени компании раздающего сертификаты - это должно насторожить.
Очень важно: если эксплуатация техники планируется в регионе, где нет представительства или официального дилера компании-производителя и Вы планируете осуществлять ТО своими силами – выясните: возможно ли это "в принципе". Дело в том, что многие, как правило – европейские, изготовители современного ПТО оснащают его электронными системами управления, расширяющими его возможности, но требующими для обслуживания применения специального компьютерного оборудования, без которого по достижении определенной наработки, техника просто останавливается и требует проведения сервисного обслуживания (иногда заранее предупреждая об этом). В Европе это не проблема - в течение суток ближайший дилер приедет хоть и из соседней страны, пожурив Вас за забывчивость. По большому счету, не является это проблемой и в России – прилетят и к Вам. Стоимость работ не будет значительной – по средним столичным расценкам. Качество работ высокое. Всё, как в Европе, только расстояния - как в России. Придется оплатить (и оплачивать регулярно) перелет "туда и обратно" и командировочные расходы. В Одессе в таких случаях говорят: "А оно вам надо?".
Независимо от того, планируете ли Вы осуществлять ТО своими силами, или воспользуетесь услугами дилера, обратите внимание на время и усилия, требуемые для обычного обслуживания или ремонта. Это - менее материальный, может быть, недостаточно оцененный, но весьма важный фактор стоимости собственности. Если машина требует больше усилий для поддержания в рабочем состоянии, значит, ее обслуживание обойдется дороже. 
Если для одних моделей требуется одно–два движения руки оператора, чтобы поднять капот и защитный полик, обеспечив доступ ко всем точкам обслуживания для проведения обычного ТО, то для других это занимает минут двадцать. Дополнительное время на обслуживание, кроме дополнительных расходов в отношении почасовой оплаты рабочей силы, может оказать серьезное воздействие на качество обслуживания. Психологически человек настроен так, что легкую работу он выполняет с большим удовольствием. Если вы хотите, чтобы водитель погрузчика проверял его состояние ежедневно (что он делать обязан), вы должны заранее посмотреть, будет ли эта операция простой. Если осмотр выполняется легко, то водитель станет его делать, а если трудно - придумает любое оправдание, почему не сделал этого.
 
5. Стоимость переодически заменяемых деталей
Технических специалистов это, вероятно удивит (мы сами не перестаем удивляться), но для очень многих покупателей становится открытием то, что в процессе эксплуатации погрузчиков, как и большинства видов оборудования, требуется периодическая замена различных изнашивающихся частей и комплектующих, таких, как шины, тормозные колодки, лампочки, гидравлические шланги, вкладыши мачты и т.п., и которые не учитываются в составе карт сервисного обслуживания, т.к. интервалы их замены в значительной степени зависят от условий эксплуатации.
На стадии выбора техники оценить точно будущие затраты на периодически заменяемые детали, как правило, сложно, однако, эти расходы довольно существенны, и помнить о них необходимо. Учитывать и оптимизировать эти расходы до покупки можно и нужно. Достигается это несколькими методами:
1. Выбор марки (производителя) техники – у солидного производителя и все комплектующие надлежащего качества, служат максимально долго и, соответственно, реже требуют замены.
2. Выбор основных параметров техники максимально соответствующих Вашим условиям работы.
Мы уже обращали Ваше внимание на то, что нежелательно приобретать подъемно-транспортное оборудование с избыточными (и - с недостаточными) параметрами по грузоподъемности, высоте подъема и т.п., даже, если оно имеется на складе местного дилера и продается со скидками, а нужную Вам модель придется ждать. Сейчас напомним о том, что, например, собственная масса и габаритные размеры любого погрузчика напрямую зависят от его грузоподъемности и высоты подъема, а более тяжелая техника требует и комплектации шинами, тормозными колодками и т.п. большего размера, т.е. значительно более дорогими. Если учесть, что шины для ПТО на многих производствах в России зачастую меняются чуть ли не ежемесячно (вместо ремонта дорожного покрытия), то затраты только на них способны заставить задуматься об экономии. Плюс к этому – при желании, можно подсчитать, какое количество дополнительного топлива необходимо затратить для перемещения собственного противовеса более тяжелого, чем необходимо, погрузчика за все время его эксплуатации.
3. Выбор оптимальной комплектации ПТО. Снова повторим – не спешите покупать самую дешевую модель. Один пример: выбор механической или автоматической трансмиссии погрузчиков с ДВС. Погрузчики с МКПП несколько дешевле, но диск сцепления (иногда с выжимным подшипником и корзиной) приходится рано или поздно менять, а это, кроме цены деталей - время ожидания поставки, время на ремонт и т.д. Автоматическая трансмиссия погрузчиков требует в процессе эксплуатации периодической замены фильтра и несколько большего количества заменяемого масла, но служит весь срок жизни погрузчика, не требуя замены комплектующих. Таких примеров влияния комплектации погрузчика на стоимость владения достаточно много.
4. Выбор поставщика и качество поставляемых им запасных частей.
Важно, обратить внимание (желательно до покупки) на два момента: наличие на складе у продавца техники всех, потребующихся в будущем, расходных материалов (не только фильтров, но и всех, перечисленных выше), время их поставки, а также – их происхождение (качество, производитель).
С первым моментом все понятно – просто всегда должны быть (не останавливать же технику на время ожидания поставки тормозных колодок).
Со вторым – сложнее: вопрос для России, можно сказать, философский. Это – вопрос об оригинальных запасных частях. Напомним: оригинальными запчастями принято называть детали, произведенные самим изготовителем техники или по его заказу и поставляемые им под своим именем и логотипом. Такие детали проходят строгий контроль изготовителя техники и полностью соответствуют всем параметрам, заложенным в конструкторской документации производителя.
Производитель неоригинальных запчастей либо неизвестен, либо это действительно серьезный производитель – поставщик заводов-изготовителей техники, но, поставляющий также, свою продукцию на рынок и под собственной торговой маркой.
Качество продукции первых (неизвестных) производителей комментировать бессмысленно – как повезёт, а использование деталей вторых чревато тем, что невозможно быть уверенным в том, что вполне качественная деталь известного производителя предназначена для использования именно на Вашем погрузчике (если масляный фильтр "подошел" по резьбе и диаметру уплотнителя – не факт, что он предназначен для двигателя, аналогичного по всем параметрам Вашему).
По нашему твердому убеждению, основанному на нашем и наших коллег опыте, регулярное применение неоригинальных запчастей однозначно приводит к убыткам, несоизмеримым с разницей в стоимости оригинальных и неоригинальных деталей.
Устанавливая на Ваш погрузчик, например, масляный фильтр неизвестного происхождения и назначения – знайте, что его ресурса недостаточно для качественной фильтрации масла в течение 250 моточасов работы (межсервисный интервал погрузчиков TOYOTA). Таким образом, часть времени в двигатель вместе с неотфильтрованным маслом будут поступать продукты износа его деталей. В некоторых случаях это приводит к аварийному выходу двигателя из строя, но всегда и непременно - к снижению ресурса двигателя, и, следовательно, всего погрузчика. Даже, если это снижение составит всего 1% (возможно и больше) и, приняв среднюю цену 1,5–тонного дизельного погрузчика равной $ 22 000, получим реальную "цену" одного такого фильтра $ 220. Цена оригинального масляного фильтра зависит от модели двигателя и составляет $10-30.
Если это не убеждает (заметно дымить двигатель начнет не завтра, а, если задымил, то не доказано – по этой ли причине), то существуют и такие примеры (реальные и не единичные): с тормозной колодки-аналога срывается накладка и погрузчик с водителем и грузом падает с пандуса или попадание частей неоригинального воздушного фильтра в цилиндр приводит капитальному ремонту двигателя стоимостью в несколько тысяч долларов. В таких случаях цену экономии можно будет подсчитать точно, но уже "задним числом" – по фактическим затратам. Впрочем, наши граждане из-за пустяков убеждений не меняют. Невероятно, но факт - один из наших клиентов в историю с некачественным фильтром и капремонтом двигателя попадал дважды.
И, если мы говорим о стоимости владения техникой, то при использовании неоригинальных деталей, она (стоимость) будет заведомо увеличена на процент снижения ресурса и на стоимость очень вероятного крупного ремонта.
Вам выбирать - пользоваться оригинальными комплектующими или их аналогами, но сама возможность приобретения предписанных производителем, оригинальных запасных частей – это ваше право, а их поставка – обязанность дилера. Понимание этого пришло и в Россию, более того, сегодня считается дурным тоном продавать технику и предлагать для неё неоригинальные запасные части.
Декларируют правильный подход к сервису большинство продавцов техники, называющих себя официальными дилерами, к сожалению, в действительности не все так поступают. Попросите продавца показать Вам, как выглядят оригинальные детали (на складе официального дилера должны быть только такие) – на самих деталях и на их упаковках должен быть логотип и каталожный номер производителя техники. Если присутствует только маркировка производителя комплектующих – это не оригинал, возможно вообще подделка. Бывает и такое.
 
6. Потери от непредвиденных поломок(надежность техники)
Это – один из важнейших критериев при выборе техники, в значительной степени влияющий не только на совокупные затраты при её эксплуатации, но и эффективность бизнеса компании в целом. Следует помнить, что погрузчики являются индустриальным оборудованием и, в большинстве случаев, участвуют в непрерывном технологическом процессе. Простой машины из-за неисправности оборачивается значительными денежными потерями не только в части затрат на ремонт, но и иногда многократно большими потерями - в основном производстве.
При приобретении одного - двух погрузчиков для эпизодического использования фактор надежности, вероятно, не столь важен, но если Вы планируете эксплуатировать их интенсивно и постоянно, или предполагаете в будущем увеличивать парк техники, то надежность (и сервисные возможности дилера в Вашем регионе) должна стать определяющим фактором при выборе.
Поверьте, парк уже из нескольких единиц техники, не соответствующей по уровню качества и надежности вашим интенсивности и условиям эксплуатации, способен, как снежный ком, наращивать проблемы и затраты, вплоть до остановки производства.
Перед покупкой погрузчика необходимо проанализировать все аспекты его будущей эксплуатации (см. пункт меню нашего сайта "Информация" – "Правила выбора погрузчика") и определиться с его маркой (фирмой – производителем). Рекомендуемый нами метод выбора марки можно назвать: "Опрос общественности" или "Сбор слухов" – кому, как нравится. Можно смеяться, но такой метод наиболее точен, т.к. подтверждением надежности любой техники может служить только практика её эксплуатации в реальных (желательно – российских) условиях. Альтернатива – повторение чужих опыта и ошибок - покупать и испытывать на себе, что, согласитесь – дорого.
Начать следует с бесед с дилерами. Они же помогут и с выбором типа и комплектации требующегося Вам ПТО. Серьезный продавец не будет продавать Вам технику, не отвечающую вашим потребностям хотя бы потому, что ваши проблемы ему же впоследствии и придется решать (правда, за Ваши деньги).
Далее - пообщайтесь с возможно большим количеством коллег и знакомых, имеющих опыт эксплуатации подобной техники. Это даст представление, как о надежности самой техники, так и о качестве и профессионализме работы дилеров.
Несколько слов о влиянии торговой марки на цену погрузчика. В пункте 3 настоящей статьи мы писали о ресурсе техники премиум-класса. Всё сказанное, в большинстве случаев, можно отнести и к её надежности. Бытует мнение, что при приобретении товаров известных фирм, приходится платить за "имя" производителя. В отношении продукции бытового назначения (одежды, аксессуаров, парфюмерии и т.п.) – возможно это и так, но в части промышленного оборудования и, в частности ПТО, мы категорически против подобных утверждений. Не существует и не может существовать моды на оборудование – это абсурдно. Существует мнение профессионалов, основанное на реальном опыте эксплуатации, о достоинствах и недостатках техники различных производителей. Это мнение и признание специалистов и составляют "имя" производителя.
Достигается же доброе имя, как в пословицах – годами труда и значительными финансовыми вложениями в научно-исследовательскую деятельность, внедрение инновационных технологий, развитие людских ресурсов и сервисной сети технической поддержки, конечной целью чего являются наивысшие характеристики и качество конечного продукта. Этим объясняется более высокая цена качественной техники.
По нашему глубокому убеждению (тоже, кстати – основанному на практике), в отношении технологического оборудования не бывает доплаты за "имя", бывает обоснованная плата за качество, надежность, производительность, ресурс техники, многократно окупаемая в процессе её эксплуатации в виде снижения совокупных затрат на её содержание.
Возвращаясь к предмету разговора, необходимо отметить – общаясь со специалистами по поводу определения подходящей марки техники, обратите внимание и на её техническую поддержку. Высококлассная техника обычно требует и обслуживания соответствующего уровня. Может оказаться, что вполне достойная техника в Вашем регионе достаточно редка, специалистов, знающих её нет и при возникновении проблем, без которых в наших условиях, увы – редко обходится, помочь Вам будет некому. Это – важно.
 
7. Потери от аварий по вине водителя, несчастных случает и др.
Это - отдельная тема, которой в силу невозможности расчетов и нашего менталитета обычно уделяют мало внимания, но которая может на порядок увеличить стоимость собственности.
Предусмотреть заранее потери от возможных аварий и потенциальных повреждений, естественно, невозможно, но снизить эти риски можно комплексом следующих мер:
1. Выбор оптимального типа и модели ПТО
О важности соответствия основных параметров машины условиям предстоящей работы мы уже говорили, здесь отметим лишь то, что это обстоятельство в большой мере влияет и на безопасность работ.
Так уж сложилось, что жизнь и здоровье граждан в нашей стране не относятся к категории первостепенных ценностей, поэтому, мы призываем обратить Ваше внимание на то, что часто употребляемый в данной статье термин "безопасность", имеет и экономический аспект, иногда очень существенный.
Один пример: недооценив на стадии выбора модели погрузчика его остаточную грузоподъемность, можно получить последствие в виде опрокидывания машины при подъеме вил с грузом на полную высоту. Результат – неустранимая деформация мачты, рамы, попадание моторного масла в камеру сгорания, гидроудар, деформация шатунов и поршней. Погрузчик восстановлению не подлежит, товар, находившийся на поддоне уничтожен, часть стеллажей с уложенным на них товаром повреждена, водитель, если был пристегнут ремнем безопасности, когда придет в себя, расскажет о Вас много интересного. Правда, иногда везёт (кому везёт – вы знаете) – если двигатель быстро заглушить, его удастся спасти. Подставив конкретные значения (цена данной модели погрузчика, стоимость Вашего товара, стеллажей), можно достаточно точно подсчитать цену такой ошибки.
2. Применение дополнительного навесного оборудования и элементов комплектации, повышающих безопасность и производительность.
Для тех, кому не приходилось самому управлять погрузчиком или штабелером, сообщаем, что работая на многотонной и, в то же время, динамичной машине, достаточно одного неверного движения любым органом её управления, чтобы уронить поддон с товаром, "въехать" в него вилами или задеть соседний поддон и это обстоятельство требует от оператора непрерывного напряжения в течение всей смены. 
Можно, конечно, убедить водителя погрузчика в бережливом отношении к грузам, путем вычета из его заработной платы причиненного ущерба, но тогда придется забыть о производительности труда (значительно снизится скорость работы запуганного оператора) и, возможно, придется покупать дополнительные единицы техники, нанимать лишних водителей на тех участках, где можно обойтись и прежним их количеством, всего лишь, оснастив погрузчики, например, каретками бокового смещения вил. 
Видов дополнительного навесного оборудования разработано и производится очень много. Одним из наиболее распространенных является устройство бокового смещения вил. В стесненных условиях грузовых фургонов или железнодорожных вагонов,  а так же при значительной высоте подъема, установка каретки бокового смещения вил может быстро окупиться благодаря увеличению производительности погрузчика (водителю требуется совершать меньше маневров, он может быстрее и точнее позиционировать вилы), а также повысит уровень безопасности работы и снизит риски повреждения грузов.
Для случаев, когда грузы упакованы не на стандартных европоддонах, существует  большое количество специальных устройств: полноповоротные захваты для бочек, рулонов бумаги, зажимы и сталкиватели для тюков, штыри для перевозки полых цилиндрических предметов, захваты с верхним прижимом, наклоняемые вилы, безблочные крановые стрелы, позиционируемые захваты для 2-х, 4-х паллет, удлинители вил и многое другое. При покупке необходимо описать дилеру все параметры Ваших грузов, включая специальные требования при транспортировке (хрупкость или ломкость груза, характер поверхности и т. д.), чтобы он мог порекомендовать оптимальную для Ваших условий модель.
Применение подобных приспособлений позволяет надежно и бережно фиксировать перевозимые грузы, что снижает риски их падений и повреждений, а следовательно - материальные потери.
В начале нашей статьи мы говорили о различиях в "стандартной" комплектации погрузчиков разных производителей (осветительное оборудование, сигналы заднего хода, указатели поворотов, зеркала заднего вида, пластиковая крыша, гидроусилитель рулевого управления, ремень безопасности и т.д.). Все подобные элементы комплектации не просто повышают уровень комфорта для оператора, а являются важными составляющими системы безопасности работы.
Всё довольно просто – въезжая в недостаточно освещенную зону, включив осветительное оборудование, водитель элементарно - видит рабочую зону и может значительно снизить вероятность повреждения груза или самого погрузчика. Другой пример: достаточно будет единственного случая за всю "жизнь" погрузчика, когда водитель в последний момент увидит в зеркало заднего вида приближающийся штабелёр с грузом или стоящего человека и успеет остановиться, чтобы копеечное зеркало окупило себя стократно.
Вспомните об этом, когда вам будут предлагать дешевую, но "голую" машину.
3. Приобретение наиболее эргономичных моделей техники.
Операторы и их безопасность сегодня являются более важным аргументом в решении о закупке техники, чем когда-либо.
Ведущие мировые производители ПТО уделяют всё большее внимание и вкладывают значительные средства в совершенствование техники с точки зрения эргономики: обзорность зоны обработки груза и трассы движения, уровень шума и вибраций, удобство входа-выхода и посадки водителя, легкость и чувствительность рулевого управления, удобство расположения и точность работы органов управления, доступность основных агрегатов для осмотра и обслуживания и т.д.
И, хотя этот фактор у нас исторически остается недооцененным (ещё в большей степени, чем безопасность), при приобретении техники обратить на него внимание стоит.
Есть сомнения в том, что в экономически развитых странах, производящих современное ПТО, такое значение придают эргономике только из гуманистических устремлений, оберегая здоровье мигрантов их стран третьего мира, управляющих, как правило, складской техникой – просто умеют считать и четко представляют себе прямую зависимость между усталостью оператора и количеством аварий, последствия которых приходится оплачивать.
Довольно часто эргономика приобретает ярко выраженный экономический смысл в таком, например, виде: погрузчик с плохой обзорностью и "тяжелым" рулевым механизмом из-за ошибки уставшего водителя падает с пандуса или повреждает дорогостоящий груз.
Вывод такой – более эргономичная техника имеет меньшую стоимость собственности.
4. Организация рабочего пространства в местах работы погрузчиков с учетом максимальной производительности и соблюдением требований техники безопасности.
Напрямую к выбору складской техники этот фактор отношения не имеет, отметим, лишь, что причинами материальных потерь от аварий складского оборудования могут быть не только несовершенство его конструкции и ошибки операторов, но и неправильно организованные зоны его работы: плохие полы, неграмотно расположенные стеллажи, складирование грузов в местах проездов и т.п.
С такими явлениями, как плохие полы (дороги), бороться у нас получается не всегда. Практика подсказывает, что если на Вашем предприятии на момент предполагаемой покупки складского оборудования полы "не очень", не питайте иллюзий – такими они будут всегда. Поэтому, при выборе техники следует отдать предпочтение наиболее "неубиваемым" маркам, таким, как, например, TOYOTA.
Затраты на ремонты и общая стоимость владения будут ниже.
 
8. Производительность (технические характеристики) погрузчика
Технические параметры погрузчика (скорость обработки груза и т.п.) в части их влияния на стоимость собственности следует рассматривать, как объем работ, выполняемых за единицу времени, или сколько погрузчиков необходимо для выполнения требуемого объема работ за смену.
Следует отметить, что объективно оценить реальную производительность машины очень сложно. Для этого просто не существует точных методик и, вероятно, не будет существовать. Отдельными производителями и их независимыми ассоциациями создано достаточно много косвенных методик, большинство из которых дают хотя и довольно точное, но только сравнительное представление о преимуществах и недостатках близких по типу и классу моделей ПТО. И, вероятно, такой подход является наиболее правильным, т.к. всеобъемлющей и абсолютно точной оценки конкретного погрузчика быть не может, как не бывает совершенно равнозначных условий его эксплуатации.
Упомянутыми ассоциациями периодически проводятся сравнительные испытания различных видов техники. Отчеты о некоторых из них публикуются и в России (журналы "Подъёмно-транспортное оборудование" и "Склад&Техника"). Если повезёт (отчет об испытаниях требующегося вам типа ПТО публиковался), то его можно будет найти и принять к сведению со следующими ограничениями: в подобных испытаниях сравниваются модели, представленные на соответствующих рынках (и предназначенные для эксплуатации именно в условиях этих рынков) и - обратите внимание на дату проведения испытаний – возможно, за прошедшее время у некоторых производителей произошла смена или модернизация модельного ряда.
Наш совет: не пытайтесь самостоятельно, исследуя технические данные конкретных моделей, оценивать их производительность. Будет ошибкой принимать к сведению доводы недостаточно компетентного продавца, выбравшего из технических данных ПТО один из множества параметров, и заявляющего, что, например, у предлагаемого погрузчика скорость подъема или опускания вил на 5% больше, чем у Тойоты, а следовательно, выше и скорость обработки груза. Такой подход будет совершенно безграмотным.
Дело в том, что высокая производительность – комплексный показатель техники, включающий множество, зачастую взаимоисключающих, требований к ней таких, как маневренность, легкость и чувствительность рулевого управления, тормозной системы, других рабочих органов, безопасность в различных режимах работы, расход топлива, преодолеваемый уклон, уровень шума и вибраций, эргономичность, экологичность и т.д.
Многие из этих параметров попросту невозможно измерить (например, легкость, чувствительность и точность позиционирования вил по высоте, в сочетании с достаточной обзорностью места остановки, мягкость и предсказуемость их опускания с грузами разного веса, что напрямую влияет на скорость работы) и только оператор, сообразуясь со своими ощущениями, скажет, сможет ли он долго работать на данной модели, не снижая производительности.
Так, например, модели некоторых производителей, несмотря на формально высокие отдельные "тактико-технические данные", элементарно тяжелы в управлении. Водитель такого погрузчика, быстро утомляясь, физически не способен использовать его потенциальные возможности, а следовательно, и погрузчик нельзя считать высокопроизводительным. Таких примеров, касающихся каждого из параметров, множество.
Так уж всё устроено, что, выигрывая в одном показателе, приходится жертвовать чем-то иным. Оптимальный баланс этих показателей, определяющий в конечном счете реальную производительность ПТО, – это тот идеал, к которому стремятся ведущие мировые производители, и путь к которому - годы проектирования и производства высококачественной техники, анализ её работы у тысяч клиентов, неустанная разработка и внедрение в производство новейших технологий, опыт и талант разработчиков, их стремление к созданию совершенного продукта и нечто ещё, незримо существующее где-то в роботизированных цехах TOYOTA в Нагойе.
Наконец, важно знать и о "цикле усовершенствования" – периоде, за который осуществляется обновление моделей. В настоящее время замена старых серий на новые у компаний-производителей складского оборудования происходит в среднем каждые три - пять лет. Хотя производство погрузочной техники имеет достаточно давние традиции и принципиальная конструкция её не меняется, все же время от времени и здесь можно наблюдать технологические прорывы, подобные внедрению в производство компанией TOYOTA в 1998 году системы SAS (система активной стабилизации), или начало производства ею же в 1999 году электрических погрузчиков с двигателями переменного тока. Рассчитывая получить от оборудования максимальную производительность, необходимо внимательно оценивать: является ли предлагаемая техника современным высокоэффективным, комфортным в управлении и рентабельным погрузчиком или машиной вчерашнего дня.
В качестве резюме скажем, что основными ориентирами при анализе производительности должны стать всё те же "имя" производителя и отзывы специалистов, эксплуатировавших сравниваемую технику в аналогичных условиях.
 
9. Налог на имущество, госпошлина за регистрацию в технадзоре, затраты на обучение операторов и т.п.
Значительно снизить перечисленные в заголовке расходы, как правило, невозможно, следует просто не забывать учитывать их в общей стоимости затрат на технику. Отметим, лишь, что в некоторой степени оптимизировать их можно с помощью лизинга.
Лизинг позволяет приобрести необходимую погрузочную технику с оплатой в рассрочку, получить экономическую выгоду при уплате налогов и дает возможность:
• Приобрести дорогостоящую технику без больших начальных вложений;
• Относить лизинговые платежи на расходы предприятия;
• При необходимости, включить в лизинговые платежи расходы по страхованию приобретаемой техники, её транспортировке, оформлению и государственной регистрации;
• Применить механизм ускоренной амортизации предмета лизинга с коэффициентом до 3-х, что позволит получить экономию по налогу на имущество. По окончании срока лизинга техника будет передана покупателю по минимальной или нулевой остаточной стоимости.
 
10. Остаточная стоимость
Если техника, приобретаемая вами, будет эксплуатироваться достаточно интенсивно, то задуматься о её будущей продаже полезно уже при покупке. Как мы уже писали, любая техника имеет свой экономически целесообразный срок службы, по достижении которого затраты на поддержание её в исправном состоянии становятся неоправданно большими. Если, к тому же, бесперебойная работа ПТО критически важна для вашего основного вида деятельности, то неизбежно настает момент, когда технику следует обновить. При этом, просто "сдавать в металлолом" её не принято, т.к. вместо затрат не утилизацию можно получить некоторый доход, продав её, либо обменять с доплатой на новую (Trade-in).
При эпизодическом использовании или не на пределе расчетных нагрузок качественная техника сможет работать у другого владельца еще достаточно долго, а рыночная цена, по которой вы сможете её продать (остаточная стоимость), будет в большой мере зависеть от соблюдения вами некоторых условий ещё на стадии покупки и в процессе эксплуатации.
Во-первых, на рыночную стоимость бывшей в эксплуатации техники, по нашему опыту, решающее влияние оказывает опять-таки "имя" производителя. В некоторой степени, это не лишено смысла, т.к. определить реальное техническое состояние и остаточный ресурс б/у техники со 100%-й точностью путем осмотра невозможно, и значение психологической составляющей процесса купли-продажи в данном случае возрастает. Покупателю приходится кому-то доверять – либо честным глазам продавца, либо фирме-производителю. Выбирают, как правило, второе. И уж если специалистами всего мира признано и доказано десятилетиями эксплуатации, что погрузчик TOYOTA обладает непревзойденными качеством, надежностью и ресурсом, то, соответственно, ему и отдадут предпочтение (и заплатят дороже) при прочих равных условиях.
В абсолютных значениях разница в остаточной стоимости бывшего в эксплуатации погрузчика TOYOTA и погрузчиков других производителей составляет $ 2000-4000 и больше, естественно, в пользу Тойоты. Нужно частично признать, что в данном случае это, действительно плата за "имя", за доверие к марке, хотя и обусловленная разумным расчетом: при равной наработке остаточный ресурс у признанного лидера выше.
Во-вторых, как уже отмечалось, важна фактическая наработка погрузчика (в моточасах) на момент его продажи и это, как правило, единственный объективный критерий оценки остаточного ресурса. Отметим, что, в отличие от автомобилей, год выпуска погрузчика оказывает значительно меньшее влияние на его стоимость. Некоторое значение имеет лишь соотношение между данными величинами – малая наработка у "старого" погрузчика может вызвать подозрение в том, что показания счетчика моточасов "скорректированы", а обратная картина (значительная наработка у относительно недавно произведенного погрузчика) говорит о том, что он работал круглосуточно и очень интенсивно, что называется "на износ" – в таких условиях часто не выдерживаются межсервисные интервалы и вероятно значительное снижение остаточного ресурса.
Говоря об остаточной стоимости, которая, как вы понимаете, напрямую зависти от остаточного ресурса, будет полезно последовать совету: не эксплуатируйте технику до полного её износа. Если постоянные, но не очень значительные по стоимости ремонта неисправности, ещё можно терпеливо переносить, то у отработавшей свой срок машины в любой момент может произойти и крупная поломка, потребующая очень больших затрат на её устранение. Причем, эти затраты нисколько не увеличат рыночную стоимость вашей техники (скорее - уменьшат) и продажа погрузчика не покроет расходов на его ремонт.
Рекомендация по этому поводу такова: обновлять парк машин необходимо прежде, чем он полностью обесценится.
Сама техника, при этом, обычно ведет себя скромно, до определенной поры никак не выдавая своих недугов (стареет, обделённая нормальным уходом, иногда прося денег на "лекарства", и тихо умирает, как солдат - в поле), но внимательный специалист, осуществляющий её обслуживание, сможет увидеть этот процесс в динамике и заранее сообщить вам о достижении вашей техникой ресурса, близкого к экономически целесообразному.
В этой связи – третье условие максимальной остаточной стоимости – осуществление технического обслуживания у официального дилера.
Качественное и регулярное техническое обслуживание вашего погрузчика у дилера, кроме основного преимущества – достижения максимально возможного срока службы техники, позволяет получить и максимальную цену при её продаже.
Потенциальный покупатель может, позвонив дилеру, убедиться в реальности показаний наработки, регулярности и полноте проведения ТО, ремонтных работ, что дает полное представление о состоянии техники и обоснованности её цены.
И наоборот - пренебрежение регламентными работами, использование некачественных топлива и масел, установленные "не родные" запасные части не ускользнут от внимания опытного покупателя и значительно снизят цену.
В-четвёртых – любителям экзотики, или о влиянии типа и модели техники на остаточную стоимость.
Мы уже предостерегали Вас от приобретения редких для российского рынка марок и типов техники. Чтобы выделиться среди коллег и конкурентов - не тот объект, да и специалисты не поймут-с. Кроме того, продать такую технику может оказаться крайне затруднительно. Покупатель б/у погрузчика, как правило, готов к тому, что тот может выйти из строя, и, следовательно, потребуются ремонт и запасные части. Соответственно этому, любой разумный специалист ещё перед покупкой определяет для себя несколько марок техники, обеспеченных в его регионе запасными частями и сервисом и, которые он готов приобрести. Экзотических и редких видов среди них, как Вы понимаете, нет.
Так, что иногда остаточная стоимость бывает и нулевой.
Но и это – не самый тяжелый случай. Китайская техника, по нашим наблюдениям, имеет отрицательную остаточную стоимость (продать не получится, придется ещё и потратиться на её утилизацию или вечно упираться взглядом в ржавеющий на территории предприятия остов, как памятник собственной "экономности"). И, ведь покупают …
Несколько слов о Болгарских погрузчиках. Они до сих пор есть, более того – их ещё очень много. Правда, калькулятор тут не понадобится – это внеэкономическая категория. 
Купленные ещё во времена, когда Леонид Ильич выражался внятно, отработавшие по три ресурса безо всякого ТО, пережившие по десятку хозяев и несколько капремонтов "на коленке" и чем придется, они до сей поры работают! И имеют определенную остаточную стоимость. Невысокую, но, судя по всему, неснижаемую и стабильную в ближайшие лет 50. К Болгарским погрузчикам не относится ничего из вышесказанного – это явление уникальное, а жить они, вероятно, будут вечно.
 
Настоящая статья написана "на основе реальных событий", т.е. нашего, как нам кажется – солидного опыта, и надеемся, будет Вам полезной при приобретении и эксплуатации ПТО. Желаем удачи.
С Уважением,
Коллектив ООО "БТ Техника"
г.Омск.                       2009г.

 

Вернуться в начало страницы 


разработка и сопровождение сайта
г.Омск, ул. 20 лет РККА, дом 4
+7(3812) 53-43-39