1.2. Тележки гидравлические
← Назад
Гидравлические тележки применяются для перевозки поддонов (паллет) массой до 3 тонн и могут приподнимать груз на вилах на высоту до 200 мм, что позволяет справиться с таким грузом одному человеку.
Существует множество моделей гидравлических тележек, которое определяется следующими факторами:
- требуемой номинальной грузоподъемностью;
- назначением гидравлической тележки (например, для транспортировки валов, рулонов бумаги и других цилиндрических предметов - со специфическим треугольным сечением вил).
- качеством и материалом полов, на которых планируется эксплуатация тележек;
- строением гидравлического узла тележки;
- большим количеством производителей.
Самым распространенным вариантом гидравлической тележки является тележка для стандартных европоддонов с длиной вил 1150 мм и шириной по вилам от 520 до 550 мм, однако часто специфика конкретного предприятия требует особого подхода к выбору тележки, тогда необходимо учесть следующее:
Грузоподъемность тележек составляет 1 - 3 т, но сдвинуть тележку с грузом более 1,5 т одному человеку сложно. Поэтому грузоподъемность 2,5-3,0т., указанная в паспорте этого устройства, означает не столько возможность перемещения груза такой массы, сколько подтверждает его надежность.
Самым сложным при обращении с гидравлической тележкой является момент начала движения поддона с грузом. Чтобы столкнуть с места колёсное транспортное средство, требуется гораздо больше сил, чем для его дальнейшего передвижения. По оценкам специалистов, для того чтобы сдвинуть с места гидравлическую тележку с грузом массой 2300кг, необходимо приложить усилие в 45кг (на что, кстати, способен не каждый мужчина), в то время как для её дальнейшего передвижения требуется тяговое усилие всего в 22кг. Для облегчения начала движения тележки компания ВТ разработала механизм PST (Pro Start Technology). При опускании рукоятки устройство начинает вращать колеса, в результате тяговое усилие, необходимое, чтобы сдвинуть тележку с места, преодолеть порог или небольшой выступ, удалось снизить в 3 раза. Чем тяжелее груз, тем очевиднее преимущества этого устройства. Тележки, оснащенные такими механизмами, обычно дороже стандартных моделей на 15 - 20%.
Обычно тележку выбирают исходя не только из грузоподъемности, но и ее габаритов, длины вил (она зависит от типа поддонов, которые необходимо перевозить), а также количества и размера колес и из какого материала они выполнены. Последний фактор определяется качеством и материалом пола склада, на котором планируется использовать это устройство.
Колеса для гидравлических тележек следует выбирать особенно тщательно, исходя из конкретных условий работы. Они могут быть из обрезиненного металла, полиамида, нейлона, полиуретана, вулколана, композиционных и других материалов.
Колеса и подвилочные ролики из полиамида и нейлона обладают высокой твёрдостью, низким коэффициентом трения, химической стойкостью, но не любят острых углов, порогов и бордюров, так как могут расколоться, либо деформироваться.
Вулколан - современный синтетический материал, сочетающий твёрдость полиамида и эластичность резины. Тележки, оснащённые вулколановыми роликами, обладают мягким, бесшумным ходом, не требуют больших усилий при передвижении даже с полной нагрузкой и при этом не боятся неровных поверхностей. Однако вулколан не только самый универсальный, но и самый дорогой материал.
Алюминиевые колеса с резиновым бандажом, устанавливаемые под гидравлическим узлом, обеспечивают мягкость и бесшумность хода, но сильно подвержены износу, а при больших нагрузках возможно даже отслоение резины.
Наиболее распространены малые нейлоновые или полиуретановые колеса (на концах вил) и большие (рулевые) резиновые или полиуретановые колеса, причем на неровных полах обычно используют колеса большего диаметра.
Существуют варианты моделей с одним или двумя колесами на вилах: последняя конструкция легче переезжает препятствия, а потому более распространена в России, однако, может работать на со всеми видами поддонов.
Также большое значение имеет конструкция узлов крепления колес, поскольку именно они испытывают максимальные нагрузки.
Кроме того, модели различаются степенью плавности опускания груза. Подъем и опускание могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Модели с регулируемым медленным спуском рекомендуется использовать при обработке паллет с продукцией, которая не переносит ударов.
Конструкции тележек зависят не только от типа, но и от веса перевозимых грузов и условий окружающей среды. Например, шведская фирма ВТ для манипулирования легкими грузами оснащает свои изделия системой быстрого подъема типа "Quick Lifter". С её помощью груз весом менее 250 кг можно поднять всего двумя движениями рукояти, а при обработке более тяжелых грузов гидравлика автоматически переключается на медленный режим подъема.
Бывают тележки с длинными вилами (от 1 200 до 2 000 мм), они весьма удобны при транспортировке одновременно двух поддонов и длинномерных изделий, или с укороченными - для работы в стесненных условиях. Среди других исполнений тележек можно упомянуть следующие: низкопрофильные (для нестандартных поддонов), из нержавеющей стали или со специальным, как правило, цинковым, гальваническим, покрытием для химически активных сред, пищевых производств или фармацевтики, с широкими вилами для габаритных грузов, с поворотными малыми роликами для работы в узких проходах. Тележки могут оснащаться электронными весами для взвешивания перевозимых грузов.
Менее распространены, но все же востребованы, тележки с гидравлическим или электрическим подъёмным устройством ножничного типа. Высота подъёма таких тележек обычно составляет 800 - 1000 мм при грузоподъёмности 1000 кг.
Итак, при выборе гидравлической тележки следует обратить внимание на следующее:
-
соответствие грузоподъемности и габаритных размеров тележки Вашим грузам;
-
материал и количество колес;
-
усилие, прилагаемое оператором для трогания тележки с места и сопротивление качению;
-
количество качаний рычага, необходимое для поднятия максимального груза;
-
усилие на рукоятке при подъёме груза;
-
плавность опускания груза с предельно допустимой массой;
-
наличие перед основным подвилочным колесом подкатного ролика, облегчающего въезд в поддон "поперек";
-
удобство работы с грузом (расположение рукоятки на нужной высоте, её длина и конструкция, позволяющие оператору ненагибаться во время подъёма груза и др.);
-
безопасность;
-
простота обслуживания, наличие у поставщика запасных частей и сервисной службы;
-
уровень создаваемого шума и др.